Boeing CH-47 Chinook. Харон войны

На постсоветском пространстве машина Boeing CH-47 Chinook хорошо известна благодаря фильмам о вьетнамской войне, в которой данный вертолет успел активно поучаствовать. Это транспортная модификация, продольная конструкция которой выделяется из общего ряда машин, придавая американскому вертолету оригинальные черты. Разработка 1961 года оказалась крайне удачной, о чем свидетельствует действующий статус моделей, а также их производство, продолжающееся на заводах Boeing вплоть до настоящего времени. За этот период построено свыше 1 200 машин, наряду с США изготовление ведется по лицензии в Италии и Японии.

Технические характеристики вертолета следующие:

  • Длина — 30,14 м;
  • Высота — 5,59 м;
  • Полезная нагрузка — 12 284 кг;
  • Скорость — 285 км/час;
  • Радиус действия — 935 км;
  • Максимальная высота — 3 090 м;
  • Экипаж — 2 человека.

Название Chinook является официальным и заимствовано у одного индейского племени, именами которых в Америке традиционно обозначают военные вертолеты. В начальный период эксплуатации машина стала первой моделью, соответствующей новым требованиям к взлетной массе, возможностями загрузки и скорости. Наряду с просторными грузовыми отсеками здесь предусматривался крюк для подвесных грузов, выдерживающий до девяти тонн. Нижняя сторона обладала (и продолжает обладать) абсолютной герметичностью, упрощая взлет и посадку на воду. По нормативам на борт можно брать до 33 вооруженных бойцов или 24 раненых плюс 2 медицинских работника для санитарной модификации. Непосредственное применение наглядно показало, что вертолет способен на большее.

Надежность, проверенная временем

Первая серийная модель пришла в войска в 1962 году, а всего через 3 года для разработки наступило время испытаний Вьетнамской войной, ставшей суровым уроком боевых действий в джунглях, горах и болотистой местности. Вертушки стали настоящим спасением, причем сам звук вызывал искреннюю радость солдат, связывающих его с подмогой и долгожданной заменой на позициях. Не секрет, что на войне все нормативы превращаются в условности. Так однажды на борт Chinook поднялось 147 вьетнамских беженцев, спасавшихся от наступавших подразделений Хо Ши Мина. Характер эксплуатации определил и вооружение вертолета, превратившегося из сугубо транспортной версии в смертоносную машину с тремя пулеметами М60.

Читайте также:  Ми-28Н "Ночной охотник"

Транспортники применяли в качестве постановщиков дымовой завесы, воздушных артиллерийских платформ, а также при эвакуации поврежденной техники, что позволило спасти материальную часть на общую сумму в 3 млрд. долларов. Через испытания Вьетнама прошло 550 вертолетов, из них было сбито 170 машин, что учитывая интенсивность боевых действий, говорит о хорошей «живучести». Впоследствии объемы заказов возросли, а Boeing CH-47 Chinook стал поступать и в армии союзников США.

С того времени вертолеты успели принять участие в нескольких войнах, некоторые из которых продолжаются и сегодня. Для современных модификаций свойственно высокое соотношение композитных материалов, эффективная электроника, включая автоматический мониторинг узлов. Несмотря на почтенный срок службы, машины полностью соответствуют современным требованиям и проходят регулярную модернизацию. В частности одним из требований последнего периода Холодной войны стала способность справляться с перевозкой комплектующих частей для ракетных комплексов Першинг-2. И с этой задачей вертолет справился успешно, став одной из самых популярных и востребованных машин в мире.

About the author